3 столба.

Администратор
Кравцов Лука
Медаль Грамота
Сообщений: 1468
Айхал
2 дня назад
DemoN:
блин 4ё за фигня, уже 15 4еловек ска4ало а я не могу:((((
Это ошибка форума...
Посетитель
DemoN
Сообщений: 200
Айхал
4732 дня назад
A.T.O.M.:

DemoN:
блин 4ё за фигня, уже 15 4еловек ска4ало а я не могу:((((
Это ошибка форума...

засада, исправляй;)

Errare humanum est
Администратор
DRAGON
Медаль
Сообщений: 1197
7 часов назад
--------------------------------------------

Часть Первая.

(лёгкая и непринуждённая)
--------------------------------------------

Сэргэ - это символ благополучия, счастья и гостеприимства по верованиям народа саха.

Сэргэ (як.) – столб для коновязи, в виде высокого деревянного идола. С сэргэ связана целая религиозная культура: вокруг них проводились праздники, моления, общественные собрания и т.д.

Коновязь (столб) - символ надёжности, постоянства.

Перед якутскими домами ставились коновязи сэргэ с резными изображениями лошадей. В старину при постройке дома в ямы, выкопанные для столбов, клали пучки волос из гривы коня, как наделенного магическими свойствами охранять и приносить благо.

Главный символ якутов - это СВЯЩЕННАЯ ЛОШАДЬ.


Что символизируют распространенные символы на сэргэ?

Конь - символизирует Бога коня.

Сэргэ, покрытый резьбой, с верхом, увековеченным изображением конской головы, символизирует нашу Родину Якутию, родную землю с тяжелыми природно – климатическими условиями…

Чорон (як.) – якутский кумысный кубок из дерева для ритуальных и повседневных нужд, украшенный орнаментом.

Чорон (деревянный кубок) - символ гостеприимства, дружелюбия, братства.

Чороны - это деревянные чаши, их форма напоминает силуэт танцующего стерха, эта птица служит символом красоты и грации. При рождении каждому ребёнку выполняли свой кубок. Чороны бывают двух видов: мужские - на трёх фигурных ножках, окончания которых, выполняются в форме конских копыт. Это связано с культом лошади в Якутии, считалось, что к обладателю такого чорона переходит сила и выносливость лошади.

Орёл – Бог орла.

Хомус, сардана считаются современными символами.

Помогайте друг другу.
У Вас есть на это право.
Администратор
DRAGON
Медаль
Сообщений: 1197
7 часов назад
--------------------------------------------

Часть Вторая.

(копнём немного глубже)
--------------------------------------------


Сэргэ (як.) – столб для коновязи.

Установка сэргэ имеет символическое значение: это моя земля, место имеет хозяина. Сэргэ также символизировало древо жизни, объединяющее три мира.

Сэргэ сооружалось два раза в жизни человека - в связи со свадьбой и со смертью. В прошлом у каждой юрты стояло сэргэ, "ибо пока стоит сэргэ - жива семья".


Знаком плодородия, знаком мужского начала является коновязь(сэргэ).

Фаллическое значение «сэргэ», как символа мужского начала, имело особое значение в культуре якутов. Символ фаллоса, как знака плодородия, имело в обряде «вызывания половой страсти» («Дьалын ылыы») - испрашивание потомства у духов. Молодые женщины с помощью заклинаний шамана входили в сексуальный транс. В этом обряде символом мужского начала был «сэргэ», как символ плодородия и потомства, символ продолжения народа и бессмертия. Только мужчина может даровать женщине душу ребенка, (дарованный ему от божества «Юрюнг Айыы Тойон»).

Перед якутскими домами ставились коновязи сэргэ с резными изображениями лошадей. В старину при постройке дома в ямы, выкопанные для столбов, клали пучки волос из гривы коня, как наделенного магическими свойствами охранять и приносить благо.


Сэргэ символизировал "древо жизни", "мировое дерево", объединяющее три мира. На столбе наносились три кольцевых канавки.

Верхняя - предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей.
Средняя - для лошадей обычных земных людей.
Нижняя - для лошадей представителей подземного мира.

Сэргэ обвязаны разноцветными лоскутками материи - "хадак". Считается, что когда ветер колышет ленточку с написанными на ней молитвами, тот, кто ее повесил, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами.



В якутской религии основную роль играли духи предметов – "иччите".

Как писал Серошевский, якут "всюду ищет иччите – каждая былинка, куст, дерево, камень, каждая гора, утес, речка, лесок... каждый инструмент, нож, топор, ружье, могут обладать "душой".

Не меньшее значение имели духи предков, различные душевные энергии и силы отдельных людей, духи животных. На этих верованиях вырос институт шаманов (как сейчас говорят идеологи возрождения язычества, "черных шаманов").

Пришедший вместе с революцией государственный атеизм, несмотря на уничтожение практически всего христианского духовенства и части шаманов, также не смог фронтально противостоять синкретической и размытой вере якутов.

Это очень хорошо видно на примере повсеместной установки культовых сэргэ при проведении сельских народных праздников.

---------------------

Любопытно, что при Советской власти установка сэргэ не преследовалась. Лишь слегка изменилось их оформление. Сэргэ, ранее изображавшие, например, фаллос как символ плодородия, теперь украшался звездой или портретом генерального секретаря, но возле него все так же разливали (проливали) жертвенный кумыс, под его основание все так же закапывали жертвенную конину, возле него все так же продолжали славить былинных героев-богатырей (и в первую очередь самого главного из них – Элея, пророка, кузнеца, охотника и философа, про которого якуты знали, что он пришел неизвестно откуда в их землю и научил их ремёслам, религии и поэзии) и героев Великой отечественной войны.

Советская атеистическая символика так же мягко и бесконфликтно адаптировалась якутами, как адаптировалось православие в ХIХ в., когда на вершине сэргэ можно было увидеть икону Николая Чудотворца.

К началу перестройки в Якутии практически отсутствовала какая-либо официально разрешённая институциональная религиозная жизнь – в начале 80-х гг. на всю Якутию существовал лишь один православный храм.

В начале 1990-х гг. возрождение религии началось, можно считать, на голом месте. Причем как в общественной, так и в религиозной жизни республики ведущую роль играют якуты, а не русские.

Несмотря на то что русские составляют около 60% населения, а якуты – 35%, в общественной, религиозной и культурной жизни русские пассивны, что обычно объясняют их "чемоданным настроением".

Большинство приехало в республику на стройки и не чувствуют себя хозяевами. Слишком многие, даже во втором поколении, мечтают (сбудутся ли их мечты – другой вопрос) подзаработать и уехать куда поюжнее.[/align]

---------------------

Коренные жители Южной Якутии издревле занимались оленеводством, коневодством, скотоводством, - это аллегорически показано коновязями - сэргэ, которые водружены деревянными кубками для питья кумыса - чоронами, а также силуэтами лошади.


Чорон издревле символизирует плодородие, богатство.

Файл "/upload/forum/bba956428cf1de39572a8add338f1217.jpg" не найден!

Родовые кубки, как правило, были ёмкостью 8, 16 и 32 литра. Их украшали помимо резьбы, серебряными серьгами и верёвочками из конского волоса.

Мужские - на трёх фигурных ножках, окончания которых, выполняются в форме конских копыт. Это связано с культом лошади в Якутии, считалось, что к обладателю такого чорона переходит сила и выносливость лошади.

Женские - кубки на одной ножке, в виде шейки коновязи. А коновязь у якутов символизирует долговечность и гостеприимство.

Искусство якутских мастеров достигло таких высот, что некоторые умельцы при помощи одного кривого ножа, могли вытачивать сосуд за 30 минут, возможно, это и преувеличение, но мы ведь знаем, когда работа увлекает, то время бежит незаметно.

Да, чорон поистине можно считать произведением искусства, так как весь кубок покрыт чудесными орнаментами. Их очень много. И названия у них разные: серёжковые, похожие на шитьё волосяными нитями на берестяных сосудах, цепочные, ромбовидные, арочные, сердечковые, сетевидные, треугольные, силуэтные.


А как расположены все эти орнаменты?

Вертикально, горизонтально, наклонно и главное — непрерывно. Это означает, что всему своё время и место, что время не обратимо и бесконечно.

Сэргэ, также украшенный резьбой и увенчанный чороном, символизирует наш гостеприимный народ, который несмотря на все трудности выжил, сохранил и развивает свою национальную культуру, традиции, обычаи, идет по пути возрождения и дальнейшего развития.

Орнаменты выполняются поясами или ярусами.


Сколько их?

Обычно чороны имеют три, семь, девять поясов.
Древние якуты считали эти числа священными.

Три - три мира.

Семь - счастливое число у якутов.

Девять - священное число.

Чем больше поясов или ярусов, тем больше почёта. Самые большие праздники открывают девяти ярусными кубками. Из такого сосуда угощают самого почитаемого человека или самых старших гостей.


Есть старомонгольская традиция - привязывать лоскутки материи ("хадак") на ветви деревьев или к специальным столбам для коновязи (сэргэ). Считалось, что таким образом когда ветер колышет ленточку с написанными на них молитвами, тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам.

Водители также обычно всегда останавливаются у шаман-деревьев, ритуальных коновязей-сэргэ (на границе улусов или просто по пути) для того, чтобы по местному обычаю задобрить духов дороги, оставить дереву что-нибудь – мелочь, сигарету, лоскуток привязать.


Шаман-дерево есть и в наших краях.

Одно из них находится возле трассы Айхал - Мирный, между п. Олгуйдах и п. Чернышевский. Оно стоит на обрыве небольшой речки и на нём можно увидеть небольшое количество привязанных лоскутков из различной материи. Некоторые из них уже выцвели и истрепались естественным образом, а некоторые только недавно повязаны.

Там очень необычно и странно.

И если у Вас возникнет желание повязать такой лоскуток, то будьте поосторожней со своими желаниями - они сбываются.

Многие местные водители знают это место, а некоторые даже и не слышали.


Но, прежде всего, славится Якутия делами людей, которые живут на её необъятных просторах: якуты, русские, украинцы, эвены, и т.д.

И каждый народ - носитель своей культуры.

Относитесь к этому с уважением.

Помогайте друг другу.
У Вас есть на это право.
Администратор
DRAGON
Медаль
Сообщений: 1197
7 часов назад

В качестве дополнения.

(история из жизни)


Старые люди всегда поговаривали, что последствия
омерзительных хулиганских выходок
порождают настоящий «сэт»

(якут. «сэттээх» - влекущее за собой кару).

Несколько лет тому назад, на стыке границы между двумя соседствующими районами – Сунтарским и Мирнинским, на правом, пологом берегу реки Малая Ботуобия были установлены сэргэ, приуроченные дружеским связям и 370-летию вхождения Якутии в состав России. Сэргэ установили делегации Сунтарского и Мирнинского районов. Река Малая Ботуобия, стекающая с продолговатых сопок Вилюе-Ленского водораздела является границей между промышленным и сельскохозяйственным районами.

На правом берегу начинается территория Сунтарского улуса. На левом берегу располагается неказистая деревенька Новый (МУАД), которую Мирнинский район официально закрыл еще несколько лет тому назад. Но здесь, уже обжились несколько десяток крестьянских подворий с большими огородами, парниками, гаражами, банями и ледниками. Для них здесь – сущее приволье, поскольку рядом находятся река Малая Ботуобия, правда со скудноватой рыбалкой, хвойные леса с ягодами и грибами. Да и вдобавок отсутствие моста через реку создает своего рода отхожий промысел для жителей деревеньки. Во время разгула вешних вод и поднятия уровня реки вследствие затяжных дождей, буксировка или вывоз на вместительных кузовах «Уралов» маломощной техники на противоположный берег является очень выгодным промыслом (Одна буксировка стоит от 500 до 2.000 рублей).

Еще 5 октября 2002 года, во время празднования дней Сунтара в Мирном, на опушке леса правого берега Малой Ботуобии, то есть уже на территории сопредельного района, на деревянной планочке были вывешаны красивые латунные буквы «Сунтарский улус». В следующем году их уже не стало. Буквицы из латуни неизвестные сначала обстреляли из дробовиков, затем разбросали по полянке. Злоумышленников тогда никто и не собирался даже искать. К слову надо сказать что эта полянка стала излюбленным местом пикника жителей поселков Новый(МУАД) и Алмазный. Да и горожан это место чем-то затягивает. О чем наглядно свидетельствуют кучи мусора, огромного количества пивных бутылок, прочих остатков лихого пиршества. Везде и повсюду валяются разбитые, разнокалиберные бутылки из-под водки, вин. И, конечно, невозможно не заметить следы от костров.

Осовелым от изрядного количества спиртного, любителям пикников почему-то не понравилось сэргэ.

Некто, до такой степени раздухарился, что поднял острый саксан на сэргэ, жестоко вырезав порядочный кусочек иссохшей мякоти и обезобразив узорчатый столб. А сами сэргэ изобилия, установленные как-то неуклюже, скособочились, словно не выдерживая тягость здешней атмосферы. И ни у кого из земляков не нашлась рука подправить падающие навзничь сэргэ, облагородить место, убрав кучи мусора. Недоброжелательное обращение к национальным символам не впервые прослеживается в Мирнинском районе.

В 1996 году неизвестными было вырублено и сожжено сэргэ, установленное в п.Айхал.

В начале 2000-х, обезумевшие от алкогольных паров подростки поглумились над сэргэ парка отдыха и культуры г.Мирного, повалили его, отработав на них приемы рукопашного боя. Свидетели картины поспешили ретироваться: уж очень страшны были в своем гнусном облике тинэйджеры. И все это прошло как обыденное, незначительное явление, никто не попытался остановить негодяев. Конечно, эта выходка не осталась незамеченной, перекоробив многих мирнинцев.

Видать доселе никто не втемяшивал хулиганствующим молодым людям, что глумление над сэргэ, дает обратную, мощную, негативную реакцию.

В старину у древних якутов, не подрубали сэргэ даже у заклятых врагов, ибо злая сила односложно направленная на святой символ превращалась в наподобие «бумеранга» – человек расправившийся с сэргэ недруга, при происшествии незначительного времени скоропостижно умирал. Собственно, сам парк культуры и отдыха г.Мирного давно облюбовали шумные компании с девиантным поведением. Здесь - раздолье хозяевам пит-булей и бультерьеров, которые гуляют без намордника и иной раз без поводка. Словом, сюда вечерами ходить не рекомендуется, хотя неподалеку находится УВД г.Мирного.

В том году, когда вандалами были осквернены сэргэ в ПКиО г.Мирного, было совершено зверское убийство молодой девушки. Вот такое вот трагическое совпадение! В Мирнинском районе, молодежь не знает, что означает сэргэ и чем влечет за осквернение древних, национальных символов.

Так вот учтите:

Обезобразив сэргэ, человек совершает тройной кармический грех – против доброй воли людей установивших его и местности, против древних национальных обычаев, и в первую очередь против себя самого.

Вся горечь в том, что зло излученное хулиганствующим субъектом остается в его замутненной душе на всю жизнь, ожидая отплату. Многомерность человеческого существа, сопричастность духовной природы человека иным планам бытия давно изучено наукой. Благовейное почитание древних памятников, прирожденное понятие о вечной справедливости гнездится в наших умах. Но немало людей неглижирующих старинные обычаи и традиции.

В природе Якутии с незапамятных времен есть такое эзотерическое понятие как месть духов. Сегодня, из-за проделок негодяев, страдают совершенно невиновные люди. Ведь злая аура, излученная людьми на определенной местности обязательно «отравляет» местность. Учудив зло, человек становится сообщником лукавого.

Вокруг нас не просто леса – но и захоронения шаманов (в том числе и черных) и удаганок(шаманок), срубы-кэрэхи для жертвоприношений Верхним Божествам Айыы. Но люди, не желающие знаться с этим, совершают необдуманные поступки, не считаясь с тем, что в нашем эфемерном мире все хрупко и многозначительно. И не случайно, район реки Малая Ботуобия вокруг посёлка Новый пользуется дурной славой среди жителей обеих районов. Это, пожалуй, одно из самых жутких мест в Мирнинском районе.

Не счесть - сколько человек пострадало на бродовой переправе, сколько потеряно ценного груза у предпринимателей, сколько случилось инфарктов и болезненных приступов у бедных пассажиров. Только за лето 2008 года, здесь утонуло четыре человека. Во время прошлогоднего разлива, в водах Малой Ботуобии утонул водитель «Камаза», житель села Арылах, у которого заглох двигатель в середине реки. Скинув одежду, водитель попытался переправиться на левый берег, но его затянуло водоворотом. Семья потеряла прекрасного отца, добросовестного труженика. Вывод один – местность необходимо освятить, всячески замолять Верхних Божеств.

Оберегайте, проницательно относитесь к сэргэ – символу нашего и вашего благополучия!


Из статьи: Станислава Алексеева

Помогайте друг другу.
У Вас есть на это право.
Администратор
DRAGON
Медаль
Сообщений: 1197
7 часов назад
Небольшой трек со звучанием хомуса в современной обработке
теперь доступен для скачивания и прослушивания.

Файл "/upload/forum/0ad8f8fe5742447a236f060f0b7d459c.jpg" не найден!

Дополнительно, чтобы долго не искать предыдущий пост с mp3 файлом, трек публикуется в данном сообщении.

Файл для скачивания - Хомус (размер: 1,14 МБ) music

___________________________________________________________________________

1. Для скачивания файла копируем адрес ссылки "Хомус" в свой загрузчик файлов (например Download Master) и скачиваем на свой компьютер в заранее указанную папку.

2. Находим скачанный файл на своём компьютере, запускаем его в любом проигрывателе, радуемся.

Помогайте друг другу.
У Вас есть на это право.
Перейти на форум:
Быстрый ответ
У вас нет прав, чтобы писать на форуме.