Встреча с шатуном


Мне пришлось потрудиться много лет на полевых работах в Верхоянье, пройти много километров пешком, проехать их на транспорте, быть геофизиком-бортоператором на вертолетах. 


 

Как-то раз приехали мы на метеостанцию на озеро Эманджа, где работали молодые ребята, выпускники Новосибирского метеоучилища. Запасов пищи было много: ягоды, грибы, дичь и мясо. Не переводилась рыба: таймень, ленок, хариус, была и форель. Если потребуется, могли взамен на свинину выкатить бочку малосолки.

Полевой сезон того года был благодатным. Частенько сюда прилетал вертолет из Усть-Неры или Батагая. Мы занимались определением факторов повышения магнитного поля при наземной сверке. Рядом на небольшом озере питались одновременно водорослями до пяти сохатых. Зайцев великое множество. Побыв в таких условиях, едем дальше.

Ближе к сумеркам увидели упряжку оленей рядом с «КамАЗом». Животные стоят понурые. При шестиградусном морозе от них валил пар. Водитель рассказал:

– Смотрю, нарты повернули с дороги и рванули вдоль трассы. Давно уже знаю: где-то за перевалом бродит шатун. Еду вслед за оленями: мало ли что? Вижу: с правой стороны лежит жердочка, которой управляют оленями, по дороге – несколько помятых консервных банок, рассыпаны мука и макаронные изделия. Увидел в стороне дужку от котелка и рукавичку на сосенке. Дальше лежит мешок.

Затем продолжил рассказ оленевод:

– Когда ехали, увидели на приличном расстоянии впереди шатуна. Олени сами понеслись прочь от зверя. Страшное дело видеть, как громадный медведь летит навстречу с раскрытыми когтями, пасть открыта, в ней торчат желтоватые клыки, язык высунут на бок. Все его тело колышется, кажется, нет части, которая не участвовала бы в движении. Такое впечатление, что не он совершает прыжки, а земля подбрасывает.

Но косолапый не успел. Перед самой его мордой промчалась упряжка. Еще один прыжок, и он своим весом свалил бы оленей, а подняться им вряд ли бы привелось. Этот шатун осознал, что пока развернется и начнет набирать новую скорость, ему оленей уже не догнать. Старый олень-вожак, слава Богу, повел упряжку по мелкой поросли сосен: на пути не было валежин, пней и корней. Нарты при такой скорости могли рассыпаться или перевернуться. Уже выйдя на трассу, оленевод остановил упряжку около километровой отметки. Оказалось, что вся поклажа выпала из нарт. Хозяин тайги мешок с аппаратурой не тронул. А продукты учуял.

Тем временем подъехала вторая машина. Шофер говорит, что увидел недалеко, как кружатся вороны, а внизу сидит и трапезничает медведь, а за ним — лось. Видимо, кто-то ранил сохатого, шатун его и свалил.

Оленеводу предлагают переночевать в кабине машины, а он отвечает: «В трех километрах у ручья заимка, да и оленям надо попастись. Под шкурой на нартах есть пара рыбин, а в домике продукты найдутся. Туда шатун сегодня точно не доберется. А через пару-тройку дней я догоню стадо!» Нам осталось только пожелать ему удачи.

г.Якутск.
 

Источник: Виталий ДАНИЛОВ

  • DRAGON
  • 29 марта 2010
  • 0
  • 0
  • 2830

Комментарии (0)