Заметки наших читателей. Наташа Ростова на Севастопольском офицерском балу: время замерло


Севастополь. 2018 год. История оживает, когда с Графской пристани к Михайловской батареи по волнам Чёрного моря доставляются пары для участия в Большом Севастопольском благотворительном офицерском бале.


У причала мужчин в праздничной форме и женщин, блистающих диадемами, встречают курсанты военного училища. Нет, это не игра с традициями, а дань им. В современном событии, где сцена и кулисы – знаменитое исторического место, мы заново открываем бальную страницу культуры и достояния России.

Особую популярность такие благородные собрания получили во время Российской Империи, начало же было положено царём-реформатором Петром Великим. Балы были не просто местом отдыха и знакомства, но в первую очередь носили важную дипломатическую миссию. Так и на Севастопольский бал впервые за 5 лет его проведения прибыли военные атташе со своими супругами из других стран мира. География поражает: Венесуэла, Сирия, Армения, ЮАР, Бразилия.

Опять же, с отсылом к истории, стоит сказать, что бал — это благородное собрание как для военных пар, так и для гражданских. И если по дамам нельзя определить жену офицера (когда тот не рядом), то мужчин военных и гражданских с головой выдаёт фрак или мундир. В остальном же разницы никакой – все одинаково красивы, статны и знают толк в этикете. Например, никогда нельзя оставлять на площадке для танцев свою даму одну – это дурной тон. Принято делать комплименты не только дамам, но и их нарядам.



К слову, о последних. Платья танцовщиц при их перемещении создают удивительной красоты картинку: бирюза сменяется алым цветом, тот в свою очередь персиковым или розовым. Эта карусель из движений, оттенков, шлейфов, вееров захватывает и увлекает за собой в удивительный мир танца. Интересно, выражение «Вскружить голову» пошло со времён балов? Одно бесспорно точно, что со времён балов у людей зародилась любовь к таким танцам, как полонез, мазурка, кадриль и его величество – вальс! Хотя не всегда к вальсу было такое отношение, о королевском танце ранее писали: «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности… чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбляло бы приличие».



Танцевальная программа Севастопольского бала нашего времени включили в себя не только классические бальные композиции, но и стилизованные постановочные номера. Как же лихо заворачивались подолы женских нарядов во время исполнения авторской оркестровки на тему песни «Смуглянка». Это смотрелось так свежо, так интересно, без нарушения правил, норм и этикетов события. Как, собственно, и исполнение танца Зорбы – Сиртаки. Только представить: 200 бальных пар единовременно выполняют быстрые и медленные версии хасапико – старинного танца воинов. Всё это может претендовать на установление мирового рекорда по массовому исполнению сиртаки в необычном формате. Если вновь обратиться к истории, то довольно часто устраивались костюмированные балы. Так, одним из самых известных является бал в Зимнем дворце, который состоялся в 1903 году, и был стилизован под Россию 17 века. К балу готовились с особым усердием и даже провели своеобразную репетицию в Эрмитажном театре. Директор императорских театров Теляковский вспоминал: «Зрительный зал представлял собой редкую картину, особенно заинтересовавшую артистов, участвовавших в спектакле этого вечера. Через дырочки занавеса они внимательно разглядывали всех костюмированных и делились своими замечаниями по поводу манеры и умения приглашённых носить столь необычное для них и столь обычное для актёров платье». По традиции бал открылся полонезом. Императорская семья заняла места возле дверей Арабской комнаты, а мимо неё проходили парами бояре и боярыни в роскошных национальных костюмах, украшенных мехами, брильянтами, жемчугом и в фамильных драгоценностях. Затем 16 пар исполнили русский танец, в котором солировала княгиня Юсупова. Ужин был накрыт в Николаевском зале. Бал имел огромный успех и был в деталях повторен через неделю в доме графа Шереметева.

А ведь история циклична, особенно в её моде: в начале 20 века было непривычно носить платья 17 века. Жителям 21 века, где главенствует стиль бохо, надеть фрак – что-то из разряда фантастики, поэтому и вызывает особый трепет с придыханием.



Зрители Севастопольского бала, почти как актёры императорских театров, следили за каждым движением тех, кто был на танцевальной площадке. Несколько известных женских образов стали основой сценарного замысла бала «Бегущая по волнам»: Наташа Ростова, Шахерезада, Кончита, героиня романа Грина – все они представляют собой собирательной смысл события про вдохновение, рождение, энергию и гармонию, любовь и созидание, про новый культурный завет, основанный на традициях.

Из истории вспоминаем, что на нет балы сошли в России в начале 20 века, возрождение же началось в 70-х годах прошлого столетия, когда руководство партии осознало важность этого формата для культурного развития россиян. По заказу правительства лучшие хореографы того времени восстановили множество исторических танцев России и создали стилизации старых танцев. Эта программа в народе получила название «Советской», но до сих пор считается одной из лучших по подготовке балов.

Подготовка к Севастопольскому балу началась за три месяца до самого события, где репетиции стали местом общения, знакомства, дружбы среди участников. А квинтэссенцией самого бала явилось предложение руки и сердца. В 2018 году 4 кавалера встали на одно колено с вытянутой рукой к своей даме в самом центре Михайловской батареи. Романтика места и события, не иначе.



Исполнен последний танец. Погашены «свечи». Кораблики с развивающими на ветру шифоновыми накидками приближаются к Графской пристани. А «Бегущая по волнам» замирает в ожидании следующего события, где нет ряженых, нет игры, нет реконструкции, но есть новая история российских балов!

По мнению путешественницы Марины Холохоловой, современный житель хочет видеть в Севастополе город-курорт, но так не будет никогда, потому что град Екатерины Великой, град чести и доблести офицеров Черноморского флота был, есть и остаётся городом-героем!

В подтверждении выше описанного, первое поэтическое впечатление о Севастополе:

«Екатерины очертание
В аквамариновом плену.
Морская кромка — ожерелье,
Флёр императорский в брегу.

О, Севастополь, град священный
С осанкой царственных особ.
Героев город, где нетленный
Дух воинства, по чести слов!

От Херсонеса и к России —
Тысячелетние шаги
От мили к миле, мили к миле
В родную гавань корабли!

Крылами чайка обрамляет
Марин скалистые мысы
И на свершения вдохновляет
У бухт твоих судов гряды.

Вдыхая воздух у причала
Сыны Нахимова в строю.
«За Севастополь!» — прокричала
Святая рать в морском бою!

И не померкнут годы славы,
Да будет город мирно жить!
Бесспорно, капитаны правы,
В долгу у подвига нам быть!»


Источник: Информационное Агентство «Север-Пресс»

Комментарии (0)