Генетики обнаружили более двух миллионов неизвестных белков в микробиоме человека

Невероятные открытия в сфере генетики происходят не так уж часто — казалось бы, что ещё можно знать об организме человека? Поэтому каждый раз такие находки становятся настоящей сенсацией. Как в случае с недавним исследованием американских учёных из Стэнфорда, обнаруживших в людской микрофлоре четыре тысячи неизвестных науке белковых семейств.

Обычно генетики побаиваются иметь дело с белками длиной менее 50 аминокислот, поскольку всегда есть риск принять один ген за отдельный геном. По этой причине база известных учёным коротких белков невелика — существующих данных недостаточно для открытия новых белковых семейств по принципу схожести с ранее исследованными. Однако научная группа Стэнфордского университета всё же рискнула«прошерстить» человеческий микробиомна предмет новых белков.

«Коротких белков в научных базах довольно мало, поэтому искать новые на основе сходства с уже известными — провальная в погоне за хорошими результатами тактика. По той же причине не работает и масс-спектрометрия. При этом те короткие белки, которые нам удаётся обнаружить, обычно играют важную роль в работе организма. Например, участвуют в межклеточных коммуникационных процессах», — заявила ведущий автор исследования Хила Сберро.

Новое исследование имело невероятный успех: генетики обнаружили 4 539 ранее неизвестных кластеров, каждый из которых принадлежал отдельному белковому семейству. В совокупности учёные нашли более 2,5 миллиона новых коротких белков. Чем именно занимаются эти белки в организме человека — пока неясно. Но, по мнению Хилы Сберро и её коллег, не менее 30% из них участвуют во взаимодействии между клетками. Ещё какая-то часть структур заставляет одни бактерии бороться с другими. То есть, все найденные соединения, вероятнее всего, отвечают за коммуникацию разных элементов микробиоты.

Под вопросом остаётся то, как клетки с бактериями используют открытые белковые соединения и каким образом принимают друг от друга сигналы. Поиском ответа и займутся генетики, попутно проводя новые исследования. В теории изучение этих белков позволит создавать новые, более совершенные типы лекарств, которые будут как никогда точно «бить в цель».

Источник: newatlas.com