Из воспоминаний о становлении Айхала


 

Добрый день дорогие айхальцы!

 

Я, Антипин Юрий, проработавший в Айхале с 04.04.1961г. по 07.07.1964г., хочу поделиться с Вами воспоминаниями о становлении Айхала и вкладе выпускников Алданского горного техникума в это дело. Жаль, что не велись записи событий, молодость есть молодость, кто знал, что события тех дней со временем станет достоянием истории, многое забылось за это время, всё-таки минуло 50 лет со дня открытия Айхала. Расскажу, как судьба меня и других выпускников Алданского горного техникума занесла в Айхал.
 

 

 

 


 

С середины января до марта 1961г. выпускники АГТ, поступившие в техникум после 10-летки, писали дипломы. Это группа горных электромехаников (механики) и группа горные разработки (горняки). Из газет узнаём, что на вновь открытом алмазном месторождении Айхал, будет строиться рудник. И загорается мечта попасть на эту стройку. Так как выпускники распределялись на работу по заявкам предприятий и Утверждению министерства образования, а от Айхала конечно не было заявки, то наша мечта становилась несбыточной. Со временем пришло решение написать письмо в ЦК ВЛКСМ ЯАССР о направление нас после окончания техникума на работу в Айхал.

 

Пожелали ехать в Айхал группа горняков полностью, а также 7 механиков. Получили дипломы 7 марта 1961г.. Все разъехались по местам распределения, а мы остались ждать решения ЦК. И только 24 марта пришло решение из ЦК ВЛКСМ, что только 5 горняков и 4 механика стали обладателями направлений на работу в Айхал. Покупаем авиабилеты Алдан-Якутск-Мирный и вылетаем. Была плохая погода и до Мирного добирались долго.

 

Мирный встретил неприветливо, мела снежная позёмка, на аэроадроме только маленькая полосатая избушка. Слышим ободряющую реплику, что люди (мы) приехали на север, по зимнему одеты, а то многие прилетали как на летний курорт.

 

Третьего апреля нас принимает директор треста «Якуталмаз» Тихонов и даёт добро на работу в Айхале, но не всем. Юра Осинкин остаётся в Мирном. Ехал он с женой, а в Айхал в то время женщин не допускали.

 

Получаем посадочные талоны на самолёт, в Айхал тогда летали только по посадочным. И первая наша группа из 5 человек на самолёте АН-2  06.04.1961 добираемся до Амакинской экспедиции, 1,8 км от палаточного Айхала, вниз по течению речьки Соох-Солох. Самолёт садился на поляну рядом с Амакинкой прямо на наст.

 

 

Прилетели мы вместе с «Северными волками» водителями из Депутатского:

 

Василий Зорин, Александр Панченко, Володя Сажин, Василий Яковлев, будущий первый начальник кислородной станции.

 

 

Многие тогда были первыми, и многое было впервые:

 

первые палатки, первая дизельная, первая эл. линия, первый клуб, первая насосная, первое кино, первая псадочная полоска для самолёта Як, первое водохранилище, первая фабрика, первый карьер, первые дороги, первая техника, первые начальники цехов, заведующие, механики, энергетики, первые девушки-строители и даже первый суд.

 

Первая свадьба в Айхале, март 1962 г., палатка №17. Женится Володя Сажин на Люде (фамилию не помню)

На фотографии: Первая свадьба в Айхале, март 1962 г., палатка №17.
Женится Володя Сажин на Люде (фамилию не помню).

 

Жених - на дальнем плане под правой лампой.
Невеста - рядом с ним для нас справа.

 

Стоят выпускники АГТ слева направо: Бурматов В., Антипин Ю., Малышев С.

 

 

 

Почти сразу подошёл Зил-157, погрузились в кузов, и вот он долгожданный Айхал. Водитель подвёз нас к палатке №17, помог найти коменданта посёлка. Получили печку, кровати, матрацы, спальные мешки, подушки, чайник, тазик, умывальник.

 

Айхал, палатка №17, май 1962 г.

На фотографии: Айхал, палатка №17, май 1962 г.

 

Слева направо:  Толкачев Виктор-эл.слесарь рудника, Бурматов Володя, Семенова Лида, Левин Александр, Антипин Юрий, Школа Валя - продавец, Чаадаев Александр - инженер авиапорта, Малышев Станислав, Кириллин Петр - маркшейдер и секретарь ВЛКСМ, Герх Александр - водитель.

 

(Бурматов, Семенова, Левин, Антипин, Малышев - выпускники АГТ)

 

 

 

Всё это привозим к палатке, устанавливаем, делаем разделку для печки, и вот над нашей палаткой вьётся первый дым из трубы. Пьём первый айхальский чай и к 20.00 на планёрку к директору рудника Кадзову Г.А.. Георгий Александрович строго проводил планёрки 2 раза в день - до 8.00 и в 20.00. Нужно отметить железную дисциплину у Кадзова, без которой за такое короткое время нельзя было построить и запустить рудник в работу.

 

Почти 2 года в Айхале был сухой закон. За пьянство и за игру в карты давалось 24 часа на выселение из посёлка.

 

Кадзов быстро решил наш вопрос сказав, что забудьте пока про свою специальность. Сейчас, пока работает зимник и собрана свободная автотехника со всей Якутии, основная задача на сегодняшний день это доставка продуктов, ГСМ и техники. Поэтому будете работать грузчиками.

 

Через 2 дня прилетели оставшиеся в Мирном 3 выпускника АГТ.

 

 

Итак, мы собрались в следующим составе:

 

Горняки - Саша Левин, Володя Бурматов, Валера Давыденко, Слава Яломист, Боря Изергин.

 

Механики  - Станислав Малышев, Саша Исаев, Антипин Юрий.

 

Малышев, Исаев, Левин, Антипин попали на разгрузку ГСМ, остальные - на разгрузку продуктов и техники.

 

 

Работали по 12-14 часов без выходных. ГСМ были разлиты в Ленске в бочки и заткнуты деревянными пробками. Если сбросить такую бочку на землю, то пробка часто вылетала и солярка или масло выливалось, пока пробку вновь забиваешь. Поэтому разгрузку вели осторожно, чтобы не разлить дорогостоящий продукт.

 

Надо отметить, что в посёлке во многих местах висели плакаты предупреждающие о дорогой цене материалов из-за длительной и трудной доставки. Так шифер, краска, и то что было срочно нужным привозили из Иркутска самолётом Ил-14 на аэродром построенный на льду озера. Озеро находилось в 18 километрах от палаточного Айхала, это за новой фабрикой №14. Полосу чистили бульдозером, вдоль неё стояли бочки с промоченной соляркой ветошью, для сигнальных огней. При подлёте самолётов сигнальные огни зажигались, как у партизан.

 

Горючки самолёту хватало только в один конец, поэтому приходилось делать заправку на озере вручную. Прямо на льду, рядом с полосой, стояла палатка. Для связи с самолётом была радиостанция, которая поддерживала связь только при подлёте самолёта.

 

Разгружали самолёт Изергин Б. и Давыденко В.. Недели через две Давыденко сменил Саша Левин.

 

Первый выходной у нас был первого мая, большой праздник. По этому случаю каждого айхальца отоварили спиртным - по бутылке шампанского и полбутылки спирта на нос.

 

Спирт мы отдали нашим «северным волкам», чему они были очень рады.

 

Ну, вот и закончился зимник, правда, у нас он ещё был, а вот ближе к Мирному уже было не проехать, значит и закончились наши разгрузочные работы.

 

Для связи с Мирным в первую очередь необходимо было сделать взлётно-посадочную полосу. Решили для первого времени сделать её для 4-хместного Як-а и Ан-2, которые перевозили бы людей с Айхала до Далдына, а далее уже на Ли-2 до Мирного или Нюрбы. Для отсыпки полосы нужна мелкая щебёнка. Между посёлком и нынешним авиапортом есть каменная осыпь. Вот там и решено было сделать щебёночный карьер. Притащили трактором дробилку, компрессор. Компрессор нужен был для бурения шпуров пневмоперфораторами. Наставниками у нас были два шахтёра проходщика.

 

Сначала попробовали делать в скале горизонтальную проходку. Но бурение в горизонтальном направлении пошло у нас слишком медленно. Поэтому решили проходить шурфы с вершины скалы. Шурф начинали проходить до скальных пород вручную при помощи кайло, лопаты, лома. Затем бурили шпуры длиной около метра, закладывали взрывчатку и взрывали. Проходили шурфы глубиной 6-8 метров, закладывали аммонит 60-80 кг., шурф частично заваливали и взрывали. Опыта взрывных работ в открытых карьерах у всех нас не было и при первом взрыве после выставления оцепления отошли от места взрыва всего метров на 150. После взрыва вокруг нас был камнепад, хорошо, что все обошлось благополучно. В дальнейшем учитывали этот опыт. Погрузку взорванной породы в дробилку делали при помощи бульдозера Т-100 и дизельного экскаватора «Ковровец» с ёмкостью ковша равному 0,125 м. кубических. После дробилки щебень возили на отсыпку полосы 3-хтонными самосвалами. Этими же самосвалами возили в дальнейшем и руду с карьера на фабрику. Вот такой слабенькой техникой по сравнению с сегоднешним днём и была отсыпана первая взлётнопосадочная полоса.

 

Пришла пора и нам работать по специальности. Первым из нас сменным горным мастером был назначен Слава Яломист, а потом и все остальные наши горняки перешли работать в карьер по специальности. А из электромехаников и еще ряда электрослесарей была создана временная бригада, которая первоначально работала по электрической части на всех объектах Айхала.

 

Техническим наставником у нас в бригаде был Щербаков Тимофей, который, приехав из Лениграда, ещё с первых палаток строил Мирный. А когда открыли Айхал, то он и здесь начинал работать с первых палаток. Руководил работой бригады первый начальник дизельной электростанцией Бекнев А.С.

 

В июне приехали ещё два выпускника АГТ, Алексеев и Кычкин Илья. Кычкин имел опыт горных работ ещё до учёбы и его сразу поставили работать горным мастером. В 1963 году, после отъезда первого начальника карьера Потапова, Кычкина назначили работать начальником карьера. На этой должности он успешно и долго работал в Айхале.

 

Где-то 20 июня пришли первые повестки призыва в армию. Так как призывная комиссия работала в Мирном и добраться до него в то время было не просто, то все призывники сразу получили на работе расчёт. В последующих годах при призывах в армию делалось то же самое. Так меня в Айхале увольняли в связи с призывом в ряды Советской Армии четыре раза, три раза я возвращался в связи с отсрочкой и только на четвёртый раз пошёл служить. В первом призыве было более 20 человек. Мы, выпускники АГТ попали в него все. И здесь наши ряды понесли потери. В армию пошли служить Яломист С., Изергин Б.. В Иркутское авиационное техническое училище поступил Давыденко В.. Исаев С., получив «белый билет» уехал в Алдан, где училась его жена. Остальные, кто получив отсрочку, кто «белые билеты», возвратились в Айхал. Я возвратился через два месяца, вырезали мне аппендикс и не совсем удачно, поэтому пришлось долго лечиться.

 

За это время в Айхале произошли большие изменения. Начала работать дизельная электростанция, две дизельгенераторные установки ДГУ-330 (330 квт.), работал карьер и фабрика. Правда на фабрике и дезельной были залиты фундаменты и установлено оборудование, которое уже работало, а здания ещё строились.

 

Начали возводить только стены. Но первые алмазы Айхал уже давал!!! Содержание алмазов было очень хорошее. Был даже люминисцентный аппарат. Оператором на нём был Коля Кобелев, приехавший в командировку из Мирного, жил он в нашей палатке. Так вот он сидел со своим аппаратом под брезентовым пологом без всякой охраны и пинцетом выбирал алмазы.

 

В последующие года два-три концентрат отправляли в Мирный.

 

Мне предложили работать на дизельной электростанции. В 1961 г. должны были запустить в работу 5 ДГУ-330. Всего в этом году было доставлено 10 ДГУ-330. По запуску их работали наладчики из Хабаровска. Щиты по распределению элекроэнергии и автоматическому поддержанию напряжения в сети пришли побитые и некоторые разграблены в дороге, поэтому из всех удалось собрать и запустить в работы только 5 штук.
 

(Это начало воспоминаний об Айхале с фотографиями

 

 

 Сайт Айхал.инфо выражает искреннюю благодарность Юрию Антипину за любезно предоставленный уникальный материал о жизни нашего замечательного посёлка Айхал в тяжелейшие годы его становления и образования.

 

Оригиналы фотографий опубликованные в данной статье, а также дополнительные материалы не вошедшие в неё, можно с лёгкостью увидеть на нашем сайте в фотоальбоме под названием Прежний Айхал.
 
 

 

Похожие статьи:

--Корневой раздел--Карта Айхала

Общество«Oбеспечение жильем молодых семей»

Статьи об АйхалеИстория Айхала

Полезная информация для АйхальцевГолубика, лечебные свойства и рецепты блюд

Комментарии (2)