Любим и помним


«Проработав на Севере 32 года, из них большую часть в должности директора приисков, рудников, горно-обогатительных комбинатов, я всегда вспоминаю последние 10 лет, которые были отданы добыче якутских алмазов». Г.А. Кадзов.

 

Материал подготовила Е. Черненко ( в публикации использованы выдержки из книги «Хозяин алмазного рудника» Р.Н. Юзмухаметова и других источников).


 

16 мая 2011 года основателю поселка Айхал – Г.А. Кадзову исполнилось бы 96 лет. Сердце этого замечательного человека перестало биться в 1992 году на 77-м году жизни. Это известие глубокой болью отозвалось в сердцах айхальцев.

 

Георгий Александрович Кадзов родился 16 мая 1915 года в ауле Тиб вблизи Владикавказа. Он появился на свет накануне дня святого Георгия, и родители назвали этим именем своего сына. Предки Кадзова (кадз – в переводе с осетинского – аист) были крестьянами, и только его отец, имевший тягу к знаниям, выбрал для себя другой путь. Он окончил духовную семинарию и стал священнослужителем. Во время одной из поездок во Владикавказ он познакомился со своей землячкой, слушательницей пансиона благородных девиц, основанного известным осетинским просветителем Костой Хетагуровым. Вскоре молодая учительница Вера Афанасьевна стала женой Александра Кадзова. Впоследствии у них родились три дочери – Нина, Зоя, Тамара и сын Георгий.

 

В 1930 году, имея только свидетельство об окончании неполной средней школы, Георгий Кадзов подался в Москву. Родители понимали, что в Осетии, где хорошо знали его отца, у парня нет будущего. Его не взяли в горный техникум, где он хотел учиться, не приняли на работу. В Москве же были знакомые односельчане. Там можно было работать и учиться. Так пятнадцатилетний Георгий оказался в столице.

 

Знакомые осетины устроили Жору грузчиком на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь». У него не было прописки, и он скитался по землякам и знакомым. Осенью 1930 года Г.А. Кадзов поступил на рабфак при сельскохозяйственной Академии им. Тимирязева. Он собрался стать агрономом, но судьба распорядилась иначе. В 1932 году, сразу после окончания рабфака, Кадзов был мобилизован МК ВЛКСМ на строительство Московского метрополитена. В Метрострое молодого осетина приняли на работу горным проходчиком. Через два года 19-летний Георгий Александрович был назначен на должность инженера и получил в подчинение смену горных проходчиков. Но еще до этого он начал учиться без отрыва от производства на инженерно-строительном факультете Московского института транспорта.

 

Работая в метрострое, Кадзов принимал активное участие в комсомольской и общественной жизни, в художественной самодеятельности. В свое время он был одним из победителей Московского городского танцевального конкурса и даже был приглашен исполнить лезгинку на сцене Большого театра.

 

В начале 1938 года по призыву ЦК ВЛКСМ Георгий Александрович, бросив учебу в институте, поехал осваивать Дальний Восток и Крайний Север. По комсомольской путевке его направили в Главное управление строительства НКВД в Магадане. 22 июня 1938 года Г.А. Кадзов был назначен начальником участка золотого прииска «Ударник».

 

1 апреля 1950 года, после 12 лет работы на Крайнем Севере, Г.А. Кадзову впервые был предоставлен отпуск с правом выезда в центральные районы СССР. Во время этого отпуска в личной жизни Георгия Александровича произошло знаменательное событие. В Осетии, куда Кадзов приехал после долгого отсутствия, он увидел фотографию молодой девушки.

 

- Кто это?

 

- Анна Кучиева. Дочь нашего односельчанина Михаила Кучиева, который известен тем, что в молодости в поисках работы отправился в Америку на знаменитом «Титанике» и чудом остался жив. Сейчас Анна в Баку, заканчивает экономический институт.

 

Через неделю Кадзов был уже в Баку, где и встретился с Анной Михайловной Кучиевой. Они полюбили друг друга с первого взгляда.

 

В начале 50-х в молодой семье Кадзовых появилось пополнение. В 1951 году у Георгия Александровича и Анны Михайловны родился сын Александр, через год – сын Коста. В 1958 году у Кадзовых родилась дочка, которую в память о поездке по туристической путевке в Индию родители назвали Индирой.

 

В конце 1960 года Г.А. Кадзов, который в то время находился в отпуске на Кавказе, срочно вызвали в Якутск. Явившись в республиканский Совнархоз, Георгий Александрович узнал, что его ждут в обкоме партии. Его принял первый секретарь обкома С.З. Борисов: - Георгий Александрович, уж простите, что не даем вам как следует отгулять положенный отпуск, но время торопит. Алмазная промышленность только начинает развиваться. Нам нужны хорошие кадры. И в большом количестве. Мы решили назначить вас заместителем управляющего трестом «Якуталмаз» Тихонова Виктора Илларионовича. К слову, дела у мирнинцев идут пока неплохо. Но у них мало опыта, особенно по части работы в северных условиях. В Якутии уже много разведанных алмазных трубок. Некоторые ждут своего часа. Поэтому нужно форсировать создание базы на трубке «Мир» и приступать к освоению новых. Помощь будем оказывать вам все. Нашей стране нужна валюта, а алмазы – самая дорогая из валют.

 

К моменту назначения на должность заместителя управляющего трестом «Якуталмаз» за плечами Георгия Александровича было немало освоенных месторождений полезных ископаемых: золота на Колыме, олова на Яне. Освоение новых месторождений стало его второй профессией. Поэтому не случайно именно Г.А. Кадзову было доверено возглавить новый алмазный рудник «Айхал».

 

31 декабря 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве предприятия по добыче алмазов на базе месторождения «Айхал». 15 февраля 1961 года в тресте «Якуталмаз» был издан приказ об организации рудника «Айхал».

 

Государство поставило задачу получить алмазы «Айхала» уже в 1961 году. Сверх сжатые сроки! Некоторым цель казалась нереальной и неосуществимой. И их можно было понять: тресту «Якуталмаз» всего лишь четыре года, а «Айхал» в пятистах километрах от Мирного, почти у Полярного круга. К нему – абсолютно никаких дорог, только редкие тропы охотников и геологов…

 

Но работа началась еще раньше. Возглавить ее управляющий трестом В.И. Тихонов поручил своему заместителю Г.А. Кадзову, недавно назначенному на эту должность. С его приездом нелегкий даже для очень здоровых и молодых людей труд стал еще более напряженным, эффективным и целенаправленным. Кадзову было тогда было более 45 лет. Опыт работы директором на предприятиях цветной металлургии был у него колоссальный, характер – таранного типа, не знающий и не понимающий, как можно не решить какую-либо хозяйственную задачу, если ее надо было решить.

 

Он быстро разобрался в ситуации и абстрактная цель – построить по временной схеме фабрику и дать алмазы с трубки «Айхал» уже в 1961 году – приобрела для всех уже совершенно конкретные очертания. Многие ветераны помнят, как в ударном темпе сооружался водовод от ручья Ойуур-Юреге до фабрики длиной пять километров.

 

К середине февраля 1961 года в Айхале действовало пять бригад, в составе которых было 66 человек. Круглые сутки шла напряженная работа по установке палаток, строились ледник для продовольствия, дизельная станция, временный аэродром, многие другие объекты, без чего невозможна была бы жизнь в этих суровых краях. Душой коллектива, генератором идей являлся Георгий Александрович Кадзов. Он успевал везде, не давая покоя ни себе, ни подчиненным, - иначе было просто нельзя! Ведь мало поставить палатки. Срочно требовалось готовить гаражи, мастерские для ремонта техники, водопровод, начинать вскрышу карьера, монтаж сезонной обогатительной фабрики № 8.

 

Везде кипела жаркая работа, айхальцы трудились от зари до зари не покладая рук, не считаясь с массой проблем и трудностей.

 

Все торопились, так как отлично знали: алмазы Айхала уже были включены в Госплан 1961 г., отступать некуда!

 

Короткое северное лето 1961 г. заканчивалось, а к программе по добыче драгоценных минералов еще не приступали. Для ввода в эксплуатацию фабрики №8 необходимо было срочно форсировать строительство водохранилища. Одновременно с прокладкой водопровода стали сооружать дорогу. После водохранилища самым «горящим» объектом оставалась дизельная станция. Справились и с этой проблемой. Для нужд рудника создали новое подразделение – предприятие внутри рудничного транспорта (позже автобаза №1), начальником назначен Т.И. Лосенков. В начале лета опытнейшие монтажники во главе с С.П. Коростелевым, впоследствии Героем Социалистического Труда, приступили к монтажу временной фабрики. Приходилось работать в жесточайших условиях, на большой высоте. Одолевало головокружение, ладони соскальзывали с мокрых балок, ветер не давал раскрыть глаза, но люди выдержали, выстояли. К концу июля основное оборудование фабрики было смонтировано. И в этом огромная заслуга десятков самоотверженных тружеников. У них была цель – дать стране айхальские алмазы.

 

Но, прежде чем стать признанным флагманом, - был трудный запуск. Еще трудней был вывод объекта на проектную мощность.

 

Все приходилось делать впервые: разрабатывать уникальный карьер, строить фабрику, создать новые отечественные технологии обогащения алмазов, заниматься проектированием и сооружением на вечной мерзлоте промышленных и социально-бытовых объектов. Надо было быстро организовывать производство, строить поселок, дороги и аэродром, линии электропередач и связи, обучить и воспитать квалифицированные кадры. За баснословно короткий срок, основные задачи правительства были выполнены. Подвиг алмазодобытчиков – первопроходцев получил высокую оценку.

 

И вот наступило 6 августа 1961 года, знаменательная дата в славной истории Айхала. Вот каким запомнился тот день ветерану ОФ №8 и Айхальского ГОКа Валентине Демьяновне Шмаковой:

 

«Запуск фабрики производился 6 августа. На бункер пришли директор рудника Георгий Александрович Кадзов, начальник предприятия Федор Андреевич Кутузов, сменные мастера Виктор Касьянов, Николай Никифоренко и многие другие. Они встречали первые самосвалы с рудой. Заработало оборудование фабрики – мониторы, скруббер, валковые дробилки, отсадочные машины…Мы, отсадчицы, с нетерпением ждали концентрат. В конце смены сняли надрешетный материал и подали на стол для ручной разборки. Все, кто присутствовал на запуске фабрики, сгрудились вокруг стола, чтобы увидеть самые первые айхальские алмазы.

 

А они были различных цветов – белые, желтые, черные, серые, зеленые, прозрачные, как родниковая вода… И было их очень много! Впечатляющее, незабываемое зрелище!»

 

В первый год существования карьера смонтировали две машины «Э-652» с емкостью ковша 0,65 кубометра. Собирать экскаваторы айхальцам помогали, а потом и работали на них командированные из Мирного опытные, знающие технику специалисты – Герой Советского Союза Владимир Акимович Колбунов и Николай Константинович Шепотько. И когда 6 августа 1961 г. на фабрику №8 надо было отправлять первую руду, начальник карьера И.С. Потапов, не раздумывая, дал команду Колбунову: «Акимыч, ты Герой, тебе и грузить первый самосвал!»

 

И работа закрутилась! Так повелось с самого начала: все, что делалось в Айхале, делалось надежно, капитально, с далекой перспективой, Если трудились – до упора, не считаясь ни с какими трудностями, если отдыхали – по высшему разряду! Так выковывались особый айхальский характер, порода людей.

 

По большому счету, после автотракторного десанта в декабре 1960-го – январе 1961-го это был второй подвиг первопроходцев высоких широт. Ведь оборудование функционировало практически под открытым небом, кроме каркаса здания, ничего другого не имелось.

 

Все недоделки строительства фабрики исправляли на ходу. Август же на 69-й параллели – далеко не такой, как на «материке», ночью уже ощутимо холодно. Чтобы продлить сезонный срок действия предприятия, пришлось экстренно собирать шиферное перекрытие кровли, закрывать стены брезентом, подавать тепло с помощью примитивного устройства, прозванного «огнеметом». В результате предпринятых усилий срок эксплуатации фабрики сумели продлить до 10 октября. Так был закончен первый промывочный сезон. Фабрику остановили на зимний период.

 

Так, с января 1961- го началось освоение трубки «Айхал» и строительство первой обогатительной фабрики, расположенных еще севернее, в несколько сот километрах от Мирного, в зоне Полярного круга, где условия работы и жизни были еще более трудными, чем в Мирном. Однако эта труднейшая задача также была решена. После получения первых айхальских алмазов, параллельно, прямо с колес строилась вторая очередь ОФ №8, спроектированная по тем временам по последнему слову науки и техники.

 

В сезоны 1961-1962 г.г. фабрика №8 обогащала только россыпи. Но их запасы были незначительными. Для обработки плотных кимберлитов трубки «Айхал» провели реконструкцию производства: расширили участок грохочения, установили шаровые мельницы, дробилку, хорошо и надежно утеплили производственный корпус, нитку водовода. Нарастили в высоту дамбу водохранилища, что позволило заметно увеличить в нем объем воды. Для рабочих построили бытовые помещения.

 

И это было по достоинству оценено Родиной. С начала промышленной эксплуатации рудника «Айхал» прошло всего три года, когда 28.01. 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР большая группа тружеников треста «Якуталмаз» была удостоена высоких государственных наград. В их числе оказались и айхальцы. Орден Трудового Красного Знамени получил директор предприятия, душа и сердце коллектива приполярных алмазодобытчиков Г.А. Кадзов. Ордена «Знак Почета» удостоилась отсадчица фабрики №8 Екатерина Мартынова, медали были вручены начальнику карьера «Айхал» И.С. Потапову, контроллеру спеццеха ОФ №8 Е.П. Антясовой… Потом было много орденов и медалей, почетных званий, грамот различного достоинства, но эти – первые, наиболее памятные, а потому самые дорогие.

 

Сегодня, спустя 50 лет, вспоминать всю сложность этой стройки, все трудности, которые пришлось преодолеть коллективу строителей, эксплуатационников и обогатителей, очень непросто. Были и радости, и горечи, были и взлеты и поражения, но главное сделано – алмазная промышленность в Айхале создана.

 

К середине 60-х годов Айхал зажил обычной жизнью небольшого поселка на Крайнем Севере. После пуска фабрики настало время благоустраивать быт и условия труда айхальцев. В первую очередь необходимо было переселить людей из палаток. В периоды не сезона, когда ОФ №8 временно приостанавливала свою работу, все силы были брошены на строительство жилых домов. Было принято решение построить в Айхале котельную, баню, пекарню, хорошую столовую, магазин. Одним из первых социальных объектов стал ледник. На столах у рабочих должно быть мясо независимо от времени года. Открылся детский сад и школа-десятилетка. В поселке появилось много детей. Поэтому ничего удивительного не было в том, что Георгий Александрович решил организовать снабжение детских учреждений молоком и зеленью. Для этого в поселке построили теплицу. Для ее обогрева Кадзов предложил довольно остроумное решение – использовать тепло выхлопных газов работающих дизелей. Примерно в то же время руководством рудника в совхозе близ Ленска были закуплены коровы. Сначала директор совхоза подумал, что это какая-то шутка: ферма на Крайнем Севере. Но Г.А. Кадзову было не до шуток. Его замысел удался. Свежее молоко стало еще одним продуктом, доступным юным айхальцам. Первые бидоны с молоком пошли в детский сад и в школу. Затем его стали выделять больным по рекомендации врача.

 

В 1965 году полным ходом развернулось строительство подсобных помещений и объектов соцкультбыта. Были возведены каменное здание центральных механических мастерских, гараж для большегрузных самосвалов, цех силикатобетона. Отсыпали новую посадочную полосу для приема самолетов. Ввели в эксплуатацию два первых бетонных дома по ул. В. Корнилова, в одном из них разместился детский сад №42. Первые улицы получили свои имена – Молодежная, Солнечная, имени П. Лумумбы, Ю. Гагарина. Поселок принимал все более цивилизованный вид, вызывая гордость у его жителей.

 

А дальше… Дальше была «Удачная», освоение которой Кадзов добровольно взвалил на свои плечи. Но это уже другая история!

 

Он любил жизнь, любил себя в жизни, любил большие дела и любил приложить к ним свои руки, оставить после себя яркий свет. И это ему удалось! И памятник ему – Айхал! И памятник ему – Удачный!

 

 

P.S.     Летом 1969 года Г.А. Кадзов вместе с семьей находился в отпуске в Осетии. Оттуда его неожиданно вызвали в Москву. Через несколько дней он позвонил родным и сказал, что в Айхал они больше не поедут – его освободили от должности директора комбината «Айхалалмаз». (7 сентября 1967 года приказом №515 Министерства цветной металлургии рудник «Айхал» был реорганизован с 1 января 1968 года в горно-обогатительный комбинат «Айхалалмаз» с непосредственным подчинением «Главзолоту» МЦМ СССР. Директором комбината «Айхалалмаз» был назначен Г.А. Кадзов).

 

Потом Георгий Александрович Кадзов проработал заместителем директора Московского завода вторичных драгоценных металлов до 1987 года. Выйти на пенсию его заставил только первый инфаркт.

 

 

 

 

Источник:   Муниципальная интернет-газета "АЙХАЛ"

Комментарии (1)